Библиотека является структурным подразделением МОУ "Сафаровская СОШ" Актанышского муниципального района РТ, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека имеет в своем распоряжении 2 помещения: абонемент-читальный зал на 12 мест и хранилище фонда учебной литературы.
Общее количество библиотечного фонда (кроме учебников) – 9211
Общее количество художественной литературы – 7490
из них: на рус.яз. – 3950, на тат.яз. – 3540
в том числе справочная литература: на рус.яз. – 284, на тат.яз. – 222
отраслевая (педагогическая) литература: на рус.яз. – 498, на тат.яз. – 710
Количество учебников – 1615, из них: на рус.яз. – 624, на тат.яз. – 991
Обращаемость за год – 17272
Состояние материально-технической базы: 1 компьютер, 1 принтер, учебные пособия на электронных носителях – 88 экз. (преимущественно по искусству, словари, мультимедийные энциклопедии, CD по истории, хрестоматии по литературы, географии, биологии, физике, химии, математике и т.д.)
Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
-
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
-
их адаптация к жизни в обществе;
-
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
формирование здорового образа жизни.
Основными задачами школьной библиотеки являются:
-
обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий) и электронном носителях;
-
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
-
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
-
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Основные направления работы библиотеки:
-
Формирование библиотечного фонда в соответствии с учебными программами, используемыми в учреждении. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся, научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников, профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных носителей информации: аудио-видео и компьютерных средств обучения. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от типа общеобразовательного учреждения, контингента учащихся, специфики обучения.
-
Обслуживание читателей в режимах абонемента и читального зала.
-
Предоставление информационно-библиографических и библиотечных услуг, информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий, направленных на воспитание культуры и творческого чтения, привитие навыков и умений поиска информации.
-
Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
-
Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя.
-
Ведение учетной документации по библиотечному фонду и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
-
Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
-
Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.
-
Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.
-
Участие в работе ведомственных, межведомственных библиотечно-информационных объединений, ассоциаций, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
-
Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
-
Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
-
Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в том числе учащихся и родительской общественности) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
-
Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
Библиотека, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных звеньев единого информационного пространства школы. В 2008-2009 годах была проведена оптимизация библиотечного фонда с целью очищения от ветхой художественной литературы и утратившей актуальность, морально устаревшей отраслевой литературы и списание учебников по причине не соответствия учебным программам.
Формирование направленности читательского интереса
Необходимым условием для работы по формированию читательских интересов детей является исследование уровня сформированности этих интересов. Проводим это исследование в форме тестирования родителей учащихся и анкетирования самих детей.
Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
В процессе формирования самостоятельной читательской активности в то же время опираемся на личностно-ориентированный подход, потому что педагогика взаимодействия школы, библиотеки и семьи должна быть ориентирована на целенаправленную, с учетом удовлетворения читательских интересов и потребностей школьника.
Формирование читательских интересов учащихся осуществляем и посредством внеклассной работы. Традиционными стали ежегодные праздники: «Посвящение в читатели», конкурс «Лучший читающий класс», «Лучший читатель». К знаменательной дате посвященной Победы в Великой Отечественной войне оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».
Абонемент библиотеки представляет учащимся и другим пользователям открытый доступ в художественный и отраслевой фонд библиотеки, тем самым содействуя формированию у учащихся навыков самостоятельного выбора литературы и открывает свободу доступа к средствам информации. Неоценимую роль здесь играют выставки- они не только привлекают внимание читателей к представленным книгам, но и активизируют их познавательные интересы. В помещении абонемента постоянные выставки и тематические полки - «Календарь знаменательных дат», «1 декабря- Всемирный день борьбы со СПИДОМ», «Наркотикларга – юк! – дип әйтик», «Туган җирем - Татарстан», «Актанышка – 300 ел, район төзелүгә - 80 ел», «Әкияттә - кунакта» и т.д.
Библиотека осуществляет индивидуальное информирование учителей-предметников, тематическое информирование при подготовке, с тематическим классным часом, педсоветам, помогает проведению «День информации» и выпускает «Календарь знаменательных дат».
|